Логбук #4. Под конец сезона

За месяц что я не писал несколько раз катался, но меж тем приближается конец сезона (такой отвратительно короткий из-за растаможки). И готовлю лодку к переходу на место зимней стоянки через неделю-две. Даже была мысль плюнуть и пойти прямо сейчас (угадать в сентябре-октябре с погодой на выходных — не так легко, а переход в 50 миль вечером после работы не сдюжить), но завтра несколько важных встреч по работе, увы, а тут ходу часов 12, умру от усталости чтобы еще потом работать.

Потеря полуклюза

Приехал сегодня в яхт-клуб. Наблюдал как от соседнего причала водолазы и береговая команда тащили полузатонувший катер для подъема. Как всегда, созерцание таких событий поднимает дремучие паранойи за собственное судно.

Предаваясь этим эмоциям, подошел к яхте и увидел, что кормовой швартовный подозрительно свисает. Так и есть — вырвало полуклюз и поменяло его направление и, соответственно, длину. Вашу мать.

Теперь он лежит и привлекает рыб своим блеском где-то в 4 метрах от меня, но я туда не пойду. Расшатанность полуклюзов меня и раньше беспокоила (тоже то, что я не успел сделать из-за короны), но на этот я рассчитывал, что продержится. Хрен тебе. К счастью, внимательный осмотр показал, что ничего не случилось (в плане ударов о причал), но такой опыт поломок хоть и неизбежен для новичков, но заставляет нервничать.

В общем, буду зимой откручивать их все, усиливать эпоксидкой со стеклотканью места крепления, да и поставлю еще по дополнительной паре на каждый борт для шпрингов — знакопеременные нагрузки от неудачных в Койвисто ветров и проходящих моторных лодок расшатывают их к чертям.

Серые и темные дела

Также начал откачивать воду из трюма — там еще с финских времен было литров 30, и где-то столько же набралось за этот сезон. Надо избавиться от неё, поскольку в этом году яхту я, конечно, буду держать на улице и если их не слить, замерзнут и разорвут корпус. Помп, я вроде говорил, у меня на яхте не было, и это очередная вещь, которая из-за короны не была сделана, хотя всё куплено.

Трюмные или льяльные воды набираются из самых разных мест — что-то попадает с мотора, что-то с валовой линии, основное — вместе с дождями и волнами через всякие мелкие негерметичные места, типа протечек в иллюминаторах. Вообще, откуда они берутся ещё буду разбираться, но в целом это типичная, хоть и не самая хорошая история для старых лодок.

Беда в том, что они являются взвесью из воды и машинного масла, и поэтому просто так слить их за борт не хорошо — не экологично. У нас в стране в яхт-клубах не видел услуги приёма льяльных вод, и это создает определенный геморрой, куда их девать. Стал опрашивать коллег-яхтсменов, по ответам подозреваю, что каждый решает так, как может и как позволяет совесть — но это в общем-то не их проблема, а проблема недоразвитой инфраструктуры — те же вопросы меня ждут еще и с септик-танком, ибо в Финляндии все черные воды из гальюнов сдавались на специальных станциях, а в России их в принципе нет, и все сливают их тоже в море, а у меня такой в принципе нет возможности спуска за борт, ибо в Финке и Швеции это запрещено. Но с ними проще, можно и в унитаз слить или в компостную яму. Промасленные же воды куда хреновее, но коллеги предложили сдать их в станции техобслуживания автомобилей (они утилизируют слитое масло), думаю так и попробую поступить.

Крепёж автопилота

Что я дал парням
И что я получил. То, что надо.

Еще, наконец, закончил разбираться с крепежем автопилота на румпель — полтора месяца проходил с временной алюминиевой скобкой, но это был колхоз и ненадежно. В комплект поставки она не входила (слишком много вариантов размеров для них), заказывать было дорого. В общем, несколько недель назад начертил эскиз и заказал у найденных мужиков такую штуковину из нержавейки. Правда, цена оказалась примерно такой же — на удивление, было очень сложно найти тех, кто согласится заняться изгибом нержавейки, да и подходящую заготовку. «Ой, это геморрой, мы таким не занимаемся» — получил я ответ от пяти контор из интернетов.

Но результатом очень доволен — подозреваю, что скорее румпель сломается, чем эта штуковина.

Ожидание кильблока

Основная часть истории подготовки к подъему, которая является ключевой для любого яхтовладельца — это наличие кильблока, то есть подставки, на которую будет установлена яхта. Я его заказал где-то месяц назад, жду на следующей неделе. Надеюсь, что всё будет хорошо.

В контексте этой истории, отмечу, что мировые экономические процессы явно влияют на яхтсменов. Я уже существенно пострадал финансово от эпидемии коронавируса, но теперь и рост цен на металлы сильно ударил по цене кильблоков — они выросли почти в два раза. До этого я мечтал о кильблоке на колёсах, но с этим пришлось попрощаться, сейчас неразумно дорого. Поэтому будет просто каркас с интегрированными стойками. Как только получу его, еще отпишусь.

Навигационный прибор DIY

Прототип без корпуса стоит рядом на столе сейчас, когда пишу этот пост

Ну и последний момент — вот уже несколько месяцев я неторопливо ковыряюсь и пытаюсь сделать свой собственный инструмент для получения и просмотра информации от различных сенсоров судна в кокпите — ибо покупать мне немного впадлу, да и со своей профдеформацией (напомню, подобными приборами я по работе как раз занимаюсь, только для больших судов) мне рыночные много чем не нравятся.

Подробно я описал текущую поделку в другом своём блоге (чувствую, таки объединю их обратно зимой), можете почитать.

Тест обработки AIS и GNSS данных (видно соответствующие антенны)

Сегодня же еще и испытал её в автомобиле, двигаясь по Приморскому шоссе — очень хочется при переходе до места стоянки (скорее всего, будет в Горской, ехать от дома удобно) уже воспользоваться ей и собрать все возможные данные для продолжения работы в зимние вечера.