Строительство швертбота. Часть 5, заключительная

Эту запись я уже пишу из своего автопутешествия. Лодка достроена, прошла испытания, проехала больше 2200 км на прицепе без повреждений (не считая слоя дорожной грязи) и даже вышла в Черное море. Но пока же о том, как прошли последние две недели строительства.

Итак, в прошлый раз я закончил на каркасе для банок (сидений). На следующий день я нарезал ножовкой пенопластные строительные блоки изоляции и установил их под боковые банки, каждый где-то размерами 70х30х30 см — тем самым я получил модули непотопляемости, которых должно быть достаточно, чтобы лодка не утонула даже если она будет заполнена водой — их объем где-то четверть кубометра, значит должны выдержать и лодку, и меня (т.е. 250 кг).

В центре лодки видно модули непотопляемости.

Затем настал черёд изготовления самого покрытия банок, а также покрытия «палубы». Всё это делалось из всё той же 4 мм фанеры, что и внешняя обшивка.

В принципе, всё уже было понятным и простым — прикладывай фанеру, размечай, отрезай электролобзиком грубо лишнее, далее подгоняй и приклеивай на эпоксидку, после чего остается зашлифовать всё подчистую.

Но перед этим я сделал закругления для будущих комингсов вдоль периметра кокпита — прорезал с помощью фрезера отверстие радиусом 150 мм в мебельном щите, затем порезал заготовку на уголки. Ну и установил их.

Беда была лишь в том, что у меня кончилась изначальная эпоксидка, и я решил использовать клей от другого производителя. Как обычно, кухонными весами я намешал всё как надо по указанной пропорции, промазал стыки и приклеил палубную фанеру. Но только спустя 24 часа клеевые соединения были всё еще достаточно мягкими, а не твердыми, как в прошлый раз — видимо, клей оказался не самым лучшим и отвердителя не хватило. Коней на переправе не меняют, и мне пришлось всё усиливать шурупами, что, конечно, было не очень эстетично. Но увы.

Далее я стал делать комингсы — это было довольно просто, хотя можно было сделать чуть визуально интереснее и ровнее места переходов продольных комингсов в поперечные. Да, эстетика не про этот проект.

Следующий шаг было изготовление поликов и крышки кормового рундука. Психологически казалось что это уже полная фигня и я управлюсь за пару часов. На деле это заняло почти целый выходной день, причем качество меня не устраивает и вероятно если я не избавлюсь от лодки, то сделаю другие полы и поменяю крышку. Они получились довольно хлипкими, и пришлось по ходу дела усиливать полы, а крышку на испытаниях я даже почти сломал, продавив своей утяжелившейся на самоизоляции биомассой (забыл укрепить люк). В общем, не стоит недооценивать внутренние работы, не относящиеся к мореходным качествам, даже на таких примитивных проектах.

Далее — работа над мачтой. Здесь я немного отошел от проекта, решив сделать такой же ламинат из плоских клееных реек, промазаных эпоксидкой, как было с форштевнем, только без изгибания. По оценке, должно было получиться прочнее, чем если делать из четырех длинных и более толстых реек, поэтому я даже сделал мачту немного более тонкой, а значит и легкой. Надо сказать, пока эта оценка не подвела, хотя в следующем проекте я бы стал делать совсем иначе, делая деревянную мачту совсем по другим технологиям, а заодно и с нормальным ликпазом.

Справа вдоль стены — сохнущий ламинат заготовки мачты,.

После того как клей высох, я электрорубанком и шлифмашинкой придал ей более-менее округлую форму. Опять же, в процессе работ я нашел отличный способ как сделать её намного лучше и глаже, но на это не хватило времени.

Аналогичным способом я сделал более легкий гик.

Теперь наступил черёд новых лакокрасочных работ. Он снова занял довольно много времени, хотя я халтурил даже больше, чем с корпусом. Могу сказать, что теперь хочется всё это содрать шлифмашинкой и доравнять до блеска — но тут, в общем-то, ничего нового. Покрасив яхтным лаком весь корпус изнутри, далее мне захотелось добавить «красоты» — чтобы выглядело лучше, использовать тонированные лаки. Так я промазал мачту с гиком, и, глядя на неплохой результат, осознал, что так же надо было делать и с внутренним корпусом, но уже было поздно. Увы.

Поэтому я решил просто покрыть этим тонированным лаком сидения — получилось, на мой взгляд, неплохо, заодно и давало чисто по-дизайнерски какую-то рифму мачте и гику.

Покраска поликов была последним этапом, и тут я опять накосячил, ибо испытания лодки планировались через уже два дня, и я в спешке решил для жесткости покрыть их (покрашенные той же белой эпоксидной краской) слоем лака, благо он быстро сохнет. Это было чистым идиотизмом — получилось нечто омерзительно желтого, уродливого цвета. В общем, учитывая сказанное ранее, я думаю их просто выкину и сделаю нормальные полы из рейчатой обрешетки, как на больших лодках — будет и прочнее, и даже эстетичнее, а заодно влаге на дне будет проще испаряться.

Сборка мачты с блоками (и парусом)

Последние часы работ я тратил на установку дельных вещей — купленных блоков, уток, изготовление из алюминиевых профиля и труб вертлюга гика, крепежа мачты и так далее. Также пробивал люверсы в парусе и в тенте — вроде и мелочь, но тоже не самая простая, когда делаешь в первый раз, ибо сами люверсы оказались сильно отличающимися по качеству, и те что я брал именно под парус, оказались довольно плохими, ломкими, и потом пришлось некоторые из них поменять.

Закончив это всё, на следующий день я планировал ехать проверять лодку. Как назло, испортился прогноз погоды — обещали дождь и относительно сильный ветер. Но ехать без проверки в дальнюю поездку по европейской части России было еще хуже, поэтому принял решение испытывать насколько возможно. Об этом — в следующем посте.