Строительство швертбота. Часть 4. Внутренние дела

Две недели работал не покладая рук, даже не было времени на написание поста — приходил домой и сваливался, после сна работал и далее сразу в гараж. Я бы и сегодня не писал, а сидел в гараже еще, но после лакировки внутренней части корпуса стояла такая вонь, что начала кружиться голова и я быстренько сбежал.

Итак, что мы имеем на данный момент?

Во-первых, «закончил» (если так можно выразиться) работы над внешним корпусом. Оштукатурил автомобильной полиэфиркой (посмотрим, выдержит ли две недели тряски на прицепе), покрасил эпоксидной краской. Огрехов полно, но я тешу себя мыслью, что качество бортов не будет сильно влиять на мореходные качества, а вот осенью или весной (смотря как будут обстоять дела с основной яхтой) я попробую все выверить до блеска и ровно — просто чтобы понять, сколько усилий это стоит на самом деле. Подозреваю, что месяца два займёт.

Во-вторых, параллельно установил швертовый колодец и сделал рулевое устройство — перо, румпель и соединяющую их рулевую колодку. В принципе тут всё получилось достаточно неплохо, и даже резать корпус циркуляркой было достаточно просто, не считая пары забытых шурупов, снопы искр от которых меня напрягали своей пожароопасностью. Но всё прошло почти без проблем, не считая одной потенциально опасной в будущем. Дело в том, что килевую и форштевень я соединял и склеивал не выверив точное место соединения, в итоге у меня щель под шверт почти разрезала их напополам (килевую балку я специально делал из широкого бруска, чтобы щель была посередине).

В принципе, как я понял, такое часто бывает и в запланированном процессе, но пришлось потратить вечер будничного дня, чтобы усилить соединение шверта с форштевнем. Ну и еще ось-палец, на которой вращается шверт, надо было устанавливать при установке колодца, я же по причине обработки днища шверт не ставил сразу, в итоге вставка этого пальца была довольно мучительной. Ну да буду умнее на следующий раз (если он будет).

В итоге в начале этой неделе мы с приятелем наконец вытащили и перевернули корпус. Надо сказать, момент был эмоциональный, когда ты видишь, что это не какая-то бочка, а вполне таки даже и лодка, и даже не самая кривая, как могло бы показаться (вообще, это я еще по рисованию помню, что корпус судна почти невозможно оценивать в перспективе — все эти изгибы создают множество иллюзий, особенно когда вокруг куча временных кривых палок).

После этого всю эту неделю занимался внутренними работами:

  1. Спилил излишки фанеры и стеклоткани с бортов, зашкурил всё в уровень со стрингерами. Лодка сразу стала выглядеть завершеннее.
  2. Сделал изгиб на транце и на первом шпангоуте, поверх которого будет установлена на баке небольшая «палуба»
  3. Проставил полубимсы и карлингсы вдоль кокпита (но для таких размеров это, конечно, звучит громко).
  4. Также были промазаны эпоксидкой почти все возможные щели. Надо бы вообще все промазать, но до середины киля снаружи не удобно добираться, видимо это уже будет после морских испытаний будет. Заодно пойму, насколько это вообще нужно — в конце концов, защита стеклотканью и шпатлевка должны дать достаточно водонепроницаемости. Ну да поглядим.
  5. Проставил весь силовой набор для установки банок по периметру кокпита. Лодка не гребная, тут конструкция таки ближе к яхте, сидишь не посередине, а открениваешь корпус своей биомассой. Хотя одна поперечная банка (заодно усиливающая швертовый колодец) тоже есть. Если успею, куплю уключины еще для весел. Ну и сами весла еще.
  6. Ну и, как написал в самом начале, промазал в два слоя всё внутри лаком — не столько ради эстетики (какая тут у меня эстетика с такими сроками), сколько ради защиты от воды и солнца. Вообще, думал весь корпус и изнутри покрыть эпоксидкой, но краска дорогая, а толку, мне почему-то, кажется, мало, поэтому решил ее оставить напоследок, если останется время, доработать некоторые косяки бортов и днища.

Еще если изначально думал сделать модули непотопляемости из пластиковых бутылок, но потом понял, что скреплять их друг с другом провожусь дольше, чем нарежу пенопласт — поэтому купил большой тюк пенополистирола. Да и колхоза меньше. Ответственно, как Брюс Исмей почти любой судостроитель последние сто с лишним лет, заявляю, что мое судно — непотопляемо, поэтому же и количество спасательных шлюпок (ноль) не соответветствует ожидаемому количеству людей на борту (двое-трое). Май харт вил гоу он.

В общем, завтра, в воскресенье, в планах нарезать пенопласт и расположить его под банками, а также заняться покрытием банок фанерой, изготовить настил и завершить палубу. Тут я руки набил, может и успею всё сразу. А может и нет.

В принципе, из критичного остается немного — это парус (уже в процессе изготовления женой), мачта, покрасить все фанерные части из предыдущего абзаца, прикрепить все дельные вещи, ну и собрать всё в кучу. Вероятно, ближе к следующим выходных буду проверять на воде — с парусом или без.

Но тут отдельно стоит отметить вопрос мачты. Я изначально рассчитывал сделать её из алюминия, но не рассчитал и купил не те трубы, оказались заметно тяжелее чем нужно. Сейчас же, после довольно легкого изготовления румпеля, я стал плавно склоняться в сторону таки клееной из реек деревянной мачты (из реек, чтобы было меньше риска кручения и сгиба при скачках влажности), ибо это может и трудозатратнее в одном, но понятнее и проще в другом. В конце концов, и сам проект рассчитан на таковую, так что нечего бояться веса. Лишь бы не кривой вышла. Жаль только на ликпаз меня уже не хватит, нет времени на освоение фрезеровки.

В общем-то всё, настрой самый боевой.