Строительство швертбота. Часть 3. Лакокрасочный ад

В этот раз минимум фоток, хочется таки показать результат мучений, а не промежуточные стадии. Хотя в инстаграме я эпизодически выкладываю стори с бардаком в гараже и даже завёл хайлайт, чтобы они не пропали.

Самому интересно, к чему это приведет, ибо последняя неделя была очень тяжелой в плане мотивации со всей этой затеей, хотя, казалось бы, сделал я на самом деле довольно много (а еще впереди целое воскресенье). Ведь, как всегда, реальность сложнее любых представлений и концепций.

Но я не сдаюсь.

Во-первых, я подготовил сани, точнее прицеп для лодки — забрал, поставил на учёт, даже разобрался как с ним справляться (не особо сложно, в общем-то, главное помнить что он есть за спиной, а дуга и радиус поворота совсем другие, ну и скакать из полосы в полосу надо делать дальновиднее).

Во-вторых, я полностью закончил работы с фанерой, и покрыл лодку стеклотканью в один слой. Опять же, тоже не особо сложно, но дьявол в деталях — мне как айтишнику, привыкшему оптимизировать повторяющиеся операции, оказалось люто сложно принимать, что тут оптимизировать нечего. Разводишь эпоксидку в стаканчике или маленькой банке (много нельзя, застывает и греется чуть ли не до кипения), кидаешь на ткань и растираешь шпателем пока ткань не пропитается насквозь, убирая полости и складки (в этом плане ткань тянется очень хорошо, но обратно уже не «собирается», что нужно учитывать, если вдруг решил отодрать её и переклеить). Если вы клали защитное стекло на экран смартфона и возились с пузырьками воздуха — это примерно оно. Только тут квадратные метры поверхности. И ничего с этим не сделать.

И вот тут возникают самые сложные коллизии. К счастью (или к сожалению), в соседнем гараже самозанятый дяденька постоянно занимается ремонтом кузовни всяких машин. И мои попытки построить в гараже судно за сжатые сроки вызвали его неподдельный ужас интерес — он с удовольствием делится весьма хорошими советами, или (довольно мягко) указывает на ошибки. Но на 100% помочь не может, ибо его алхимия — металлы, а не пластик и дерево.

Беда в том, что лакокрасочный этап у меня из головы как-то вылетел по неопытности — никогда этим особо не занимался, разве что помогал с подготовкой деревянной лодки к спуску, и имел лишь смутное представление на уровне «оклеить фанеру стеклом и покрасить краской». Как это делается, какие слои, какие краски, какая шпатлевка и насколько — всё это прошло мимо в моих изначальных представлениях и, соответственно, планах.

Сейчас же реальность показала, что вздутия фанеры от крепежа, плюс огрехи в геометрии привели к не очень то и ровному корпусу (хотя боялся что будет хуже). Ну, понятно что я не мог сделать идеальную геометрию — да и не особо представляю, как это можно сделать не потратив несколько месяцев на вытачивание шпангоутов и прочего набора с идеальным до доли миллиметра выравниванием всего. А значит нужно это либо исправлять, либо просто забивать на это и ограничиваться чем-то колхозным. Разница — как между пластиковыми моделями самолётов, одна из которых сделана ребеноком и раскрашена кисточкой, а другая пожилым задротом в самом хорошем смысле с проработкой всех-всех-всех нюансов и человеко-неделями подготовки и окрашивания.

Сами по себе размышления о вариантах отнимают бесценное время, и в этой аджайл методологии приходится жить в условиях моего «любимого» тумана войны, то есть неопределенности — либо ты тратишь часы и дни на изучение всего, либо делаешь пальцем в небо, и исправляешь ошибки потом.

Беда еще в том, что гугление в таких вопросах помогает крайне хреново. Форумы и видеоролики изобильствуют полностью противоположными рассуждениями (а ля «ни в коем случае нельзя крыть эпоксидный корпус дешевой полиэфирной шпатлевкой» и «конечно же можно, очень удобно, у меня годами корпуса держатся, если правильно подготовить поверхность»), материалов самых разных полно, но профессиональный и идеальный путь приведет к ведру шпатлевки за 45 тысяч рублей (ну-ну, щаз же), а непрофессиональные пути, по итогу, будут именно на уровне «как кривая выведет» (точнее, как кривую выведешь). Но делать то что-то надо же.

В общем, ценой определенной эмоциональной борьбы и очередных внутренних жертв я сейчас перехожу к следующему шагу — шпаклеванию корпуса автомобильной полиэфиркой, далее покрытию его судовой эпоксидной краской (не путать с настоящим яхтенным гелькоутом — по ходу и то и то это эпоксидка с добавками и красителями, но относительно низкая цена этой Тиккурилы вызывает в голове образы покрашенных в пятьдесят слоёв бухими матросами ржавых поручней). С минимальным исправлением дефектов корпуса.

Да, это адски неправильно, но я должен успеть к началу августа, а срок службы всего этого — около двух месяцев. Если же в следующем сезоне я не переключусь целиком на основную яхту, то будет повод содрать все до стеклоткани, может даже добавить еще пару слоёв, ну и поэкспериментировать с «правильными» технолгиями, тем же топкоутом. Лишь бы не отвалилось в процессе транспортировки.

Ну да ладно, хватит о грустном.

За эти дни я также зафигачил шверт и швертовый колодец. Тут те же решения — то что нельзя улучшить (сам колодец обслуживать будет тяжело), я делал с большими усилиями и вниманием, а вот перо шверта сделал довольно просто, без супер-затачивания и обклейки всем и вся. В будущем будет еще и интересно, насколько изменятся характеристики движения судна, если я его в следующем сезоне вдруг сделаю по всем понятиям, композитным и с нужной геометрией.

Так что завтра, в воскресенье, у меня в планах попробовать прорезать отверстие и установить швертовый колодец в корпус, и начать уже финишные работы над говнищем днищем, чтобы уже на следующей неделе я переключился на внутренние и палубные работы, ну и элементы мачты и парус. Там увлекательных историй борьбы с компромиссами будет еще ой как много, одни только вопросы придумывания вертлюга (крепление гика к мачте) и механизма крепления паруса к мачте (учитывая что я беру обычные алюминиевые трубы, а не профессиональный профиль) будут весьма любопытными.

Ну и тут стоит добавить еще одну ремарку. Наилучший способ найти дзен в этом бардаке — это читать советские книжки и журналы о яхтинге, и внушать понимать, что это не мазохизм, а культурная парадигма. Например, на неделе я забрал купленную на Авито любимую книжку детства, «15 проектов судов для любительской постройки». В этой книжке есть всё что нужно знать подрастающему организму о судостроении, когда у тебя нет ничего, кроме говна и палок (ибо в СССР, как известно, не было не только секса, но и яхтенных магазинов). Нет дакрона — вот инструкция как шить парус из хб. Нет швейной машинки — вот как сшить руками. Нет профиля — как сделать из палок. Нет подходящего гребного винта — вот как вылепить форму для отливки из говна земли. Нет двигателя — бери Москвич или старый трактор. И так далее. Развивает смекалку и инженерную мысль просто чудовищным образом.

Чудовищным — не эвфемизм. Но я не я, если не увижу в этом возможность, как писал в первом посте, прочувствовать на своей шкуре пользу от последующей замены всего этого дела на нормальные яхтенные технологии.

Осталось, меж тем, примерно три, максимум четыре недели. Перешел на семидневку — пять дней после работы по ~три часа, ну и выходные на всю (учитывая, к сожалению, необходимые поездки по магазинам).