Если Магомед не идёт к горе, или как я начал строить швертбот в гараже

Давненько я тут не писал, ибо появление в нашей жизни ковида перечеркнуло все яхтинговые планы и даже, по возвращении, руки вначале не дошли, а потом опустились расписывать про яхтенную поездку в Южной Америке, с её радостями и неудачами (да, зато удалось увидеть мыс Горн).

Но, меж тем, жизнь идёт, и яхта моя стала недоступной с закрытыми границами, и тут ни Магомед к горе, ни гора к Магомеду.

Зарождение концепции

Несколько размышляя и колеблясь, что делать — а вдруг откроют границы, а вдруг не будет денег и времени на растаможку, а вдруг еще что-то — я, хоть и немного запоздало, но принял решение. Раз уж лето рискует оказаться профуканным, то попробую имеющиеся возможности направить на строительство небольшого швертбота в моём древнем советском гараже.

Итак, концепт и его цели таковы:

  • В предельно сжатые сроки построить простую, но парусную лодку по любому доступному в интернете проекте.
  • Ограничить себя в качестве насколько это возможно, чтобы успеть в августе (а может чуток и в июле) насладиться парусом.
  • Из-за этого ничего не делать под заказ (рангоут, парус, такелаж) — ибо нет времени разбираться глубоко в нюансах и ждать, когда исполнители выполнят (и подведут со сроками), то есть обойтись древними ручными технологиями, сделать всё самому.
  • Благодаря этому набить все возможные шишки и сделать все ошибки. Как человек в стадии эмбриона проходит все этапы эволюции от ящерицы, так и я пройду через все уродства, но благодаря этому пойму, почему всё то, что мы имеем на данный момент — это хорошо, и чем оно отличается от того, что плохо (а хорошо я вряд ли сделаю сразу).
  • Возможно, если хватит заряда и времени, попробовать эти ошибки исправить на этой же лодке — поменять мачту, изменить парусное вооружение, подвигать её туда сюда для подбора центра парусности, подшить руками паруса в поисках лучшей аэродинамики. Все это бесценный опыт, невозможный на более серьезном судне, где ты больше орудуешь с данностью как есть, не имея ресурсов на более-менее серьезные эксперименты. Эджайл, блеать!

В общем, при всех минусах, этот опыт (который уже через год может оказаться с легким сердцем на помойке) куда лучше, чем просидеть с ноутбуком всё лето в самоизоляции на балконе. Благо самоизоляция в гараже не сильно отличается от обычной в плане рисков.

О проекте

Потратив некоторое время на поиски, остановился на совершенно простом варианте лодки «Чижик», проекте 50-летней давности для постройки в советских условиях дефицита. Самое то, когда «нет времени объяснять».

Длина — 3.5 м, ширина 1.5 м, вооружение кэт с возможностью (к сожалению, никак особо не специфицированной) сделать её в варианте шлюп. Вместимость 2-3 туловища, но в идеале — социофобия и мизантропия, тут с этим проблем не должно быть.

О планах и названии

Не тратя времени на рефлексию (это верно почти про все последующие шаги), быстро накидал смету и план. Понял, что оптимистично говорить о результате где-то в начале августа. Это довольно легко привело к озвучиванию всего концепта в названии будущего швертбота — «Ковид украл моё лето» (вначале хотел «мою любовь», но жена поглядела зорко). На мой взгляд, прекрасно отражает всю суть авантюры — с возможным факапом и возможным успехом.

В общем, при удачном стечении обстоятельств и более-менее ровных руках, у меня будет возможность поиграться живьем в августе и немного в сентябре.

Что уже сделано

Поскольку я некоторое время сомневался, что процесс пойдет, то не постил всего этого дела, пока не начали появляться значимые результаты — в виде набора корпуса с намеченной вчерне обшивкой левого борта.

Выглядит это вот так:

То есть, начиная с первых чисел июня, сделаны шпангоуты и транец, собран гнутый ламинированный форштевень, киль, брештуки, установлены стрингеры. В прошлое воскресенье я наметил из фанеры левый борт и пробно установил его, с удивлением обнаружив, что ничего не развалилось и он хорошо прилегает ко всему этому делу, кроме одного места (кое я скоро легко исправлю шлифмашинкой).

Как это было?

Если вас интересует по каким-то причинам весь этот процесс, то происходило всё примерно следующим образом.

6 июня я начал рисовать на картоне шпангоуты в полном размере:

Поняв, что получается довольно коряво, отжал у жены миллиметровку — на ней процесс получился намного проще.

Изогнутые линии для некоторых элементов набора делались с помощью металлической линейки и гвоздей, вбитых в подложку под чертежом.

Закупившись всякой дерьмовой древесиной, я стал переносить эти планы на заготовки. Здесь та же история с кривыми:

Складывая каждую заготовку по две, я обрабатывал их циркуляркой и ленточной шлифмашинкой и, соответственно, получал необходимую симметрию.

Далее переместился в гараж, о котором, к слову, я совсем забыл — даже продать руки не доходили. Гараж уродливый, с прогнившим полом и кривой, но таковы условия всей этой затеи.

Быстро наметил стапель на нём (на фото он еще не выставлен ровно, да я дажеи не занимался вначале никакой приборкой — все, что можно не сделать и не особо мешает — в условиях сжатых временных ресурсов не будет делаться):

Собрал первый шпангоут, самый сложный из-за изгибов:

Рога внизу технологические, потом отпилятся. Также крепеж везде временный, без скеливания, на случай если что пойдёт не так. Хотя в правильных условиях надо делать все правильно сразу и на века. И дерево нормальное, а не то, что у меня.

Сделал шпангоут №2, приложил оба к стапелю, чтобы «прочувствовать размеры»:

Аналогично сделал остальные шпангоуты и транец — они без изгибов, всё быстрее чем самый первый.

Теперь более хитрая история — форштевень. Если шпангоуты можно в любой момент усилить или переделать, то с форштевнем халтура не пройдет — его надо делать сразу правильно:

Он представляет собой набор из десятка правильно гнутых и клееных реек. По идее для облегчения «гнутья» их распаривают, но я не нашел способа это сделать и обошелся без него. Надо сказать, что всё получилось.

Для этого вначале опять расчерчиваю плаз, далее устанавливаю уголки:

Затариваюсь огромным количеством струбцин (их всё время не хватает, хотя счёт перешел за пару десятков), начинаю гнуть, как робот Бендер. Вначале пробую делать это по одной рейке, но они ломаются. Когда же гну весь комплект, всё происходит хорошо, главное не спешить и умело распределять нагрузку, но и помнить что клей сохнет не очень долго.

Как видно, сделал косяк — не выровнял рейки относительно друг друга, но увлекшись, поздно заметил. В будущем я бы, кстати, клеил по 3-4 рейки, но как вышло (в принципе всё норм).

Всё это цветочки.

Сделав весь набор, начинаю теперь выставлять и стапель и все элементы, чтобы они стояли ровно, параллельно, без перекосов. Учитывая адские условия тесного гаража, шатающийся пол и так далее, это заняло у меня почти три выходных дня. Но результат получился достаточно приличным, хотя и не идеальным, отклонения по лазерному уровню не больше 5 мм.

Скажу сразу — больше в таких условиях я строить не буду. Нужен ровный пол, и хотя бы по метру, а лучше два с боков. Но мы же помним, что у меня заниженные ожидания и эволюционный взгляд? «Крестьяне пару столетий назад лазерным уровнем не пользовались, в жопу!»

К следующим выходным доставляют фанеру, стеклоткань для последующей обклейки корпуса. Я же выставляю временные стрингеры и киль с форштевнем. Результат примерно такой:

Ну и в воскресенье, 21 июня, мне уже удается допинать все полноценные стрингеры и даже наметить фанеру для левого борта. Вот фотка с тремя неделями труда еще раз:

Что дальше?

Теперь мне, конечно, надо доделать корпус — дообшить его фанерой, ровно сточив всё циркуляркой, лобзиком и шлифмашинкой.

После этого я буду готовить швертовый колодец (в киле прорежу щель фрезером), обклею всё стеклотканью с эпоксидкой.

Уже в процессе поиски автоприцепа и фаркопа на авто — к моменту завершения днища, надо приехать с прицепом (еще и успеть поставить его на учёт), перевернуть лодку и далее сам прицеп будет в роли стапеля.

Потом предстоят работы по доработке корпуса изнутри — проклейка, установка сидений, небольшой носовой палубы, блоков плавучести, рулевого устройства, дельных вещей и так далее.

Думаю, можно будет провести небольшие испытания всего этого дела без мачты на воде. Посмотрим.

Ну и самое интересное, над чем я уже начал ломать голову — это вопрос мачты и парусов. Здесь мне еще не все понятно, особенно как и из чего делать мачту, как делать ликпаз и т п. Сложно, но разберемся. Пока таки склоняюсь сделать всё самому.

Если всё это дело получится и не развалится, то, быть может. удастся съездить в августе на морские юга и даже прокатиться на Волге, напевая «Из-за острова на стрежень». Мечты-мечты.

В следующих постах — поделюсь этими измышлениями, как раз завтра сделаю пару звонков парусным и мачтовым мастерам.

Спасибо за внимание!