Планы: пересечь пролив Дрейка под парусом

С Новым годом! Ну что ж, осталось две недели до значимого события моей жизни — месячное путешествие под парусом на двухмачтовом кэче Ксанаду от юга Аргентины до полярной станции Беллинсгаузен, расположенной в 75 морских милях от Антарктиды, и обратно. Пора рассказать о нём.

Время

Путешествие планируется с середины января по середину февраля, ради чего я взял полный месячный отпуск. Надо сказать, сомневался, что мне разрешат, но отпустили со словами «на вашем месте, Александр, я бы уволился, если бы мне запретили». Разумеется, приходится сильно попотеть, чтобы передать дела на месяц коллегам из команды.

О маршруте

Добираться довольно далеко — тремя самолётами, с пересадками в Франкфурте и Буэнос-Айресе, я лечу в Ушуайю (Википедия пишет название без «й», но больше такого не видел), самый южный город мира (интересно, там говорят «отдохнуть на севере», подразумевая теплый отпуск?) и пункт начала парусного путешествия. Это почти противоположная сторона планеты — на карте я отметил крестиком точку, расположенную диаметрально противоположно от Петербурга.

Карта района выхода из Морского музея в Гамбурге. Отмечены затонувшие суда вокруг.

Стоит отметить, что Ушуайя является портом отхода почти всех судов, круизных, исследовательских и малых, направляющихся в Антарктиду. Относительно недалеко от города находится суровый мыс Горн — самая южная оконечность Южной Америки. К сожалению, его я не увижу, но, вспоминая карту в гамбургском морском музее, суровые испытания ветром скорее всего будут.

Из Ушуаи мы идём безостановочно прямиком на Южные Шетландские острова, где расположена станция Беллинсгаузен. Длина маршрута — примерно 600 морских миль, то есть около 1100 километров. На это уйдет, в зависимости от погоды и направления ветра, около полутора недель.

Проведя некоторое время на стоянке, аналогичным маршрутом мы пойдём назад.

Если всё будет благоприятно, выкурив по возвращении сигару, у меня будет около недели на то, чтобы отойти от путешествия и насладиться окрестностями Ушуайи — Патагонией. А может и заскочить в Перу, но это мы еще посмотрим.

Яхта

Яхтой будет, конечно же, не моя лодка, а намного более подходящий для суровых плаваний 38-футовый кэч Ксанаду. И хотя она длиннее моей Мировии меньше чем на три метра, её водоизмещение почти в три раза больше, десять с половиной тонн, что говорит о серьезной крепости и остойчивости.

Ксанаду совершает своё путешествия с лета, отправившись в Антарктиду из французского Бреста. Оно посвящено 200-летию открытия Антарктиды экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева. Большая часть экипажа сменяется в крупных портах, и некоторые мои знакомые по яхтенным курсам уже побывали на яхте. Но я же выбрал самый суровый этап.

Трек яхты можно посмотреть на специальном сайте.

Условия плавания

Условия, несмотря на летнее время и широту, схожую с Петербургом, обещают быть суровыми — если в Ушуайе средняя дневная температура +15ºC, то сразу после выхода в море она, согласно климатическим картам, будет около +8ºC, а в районе станции Беллинсгаузен она будет около +1,5ºC.

В проливе Дрейка, а точнее в неистовых пятидесятых широтах, ветер спокойно носится вокруг Земли, не встречая препятствий, поэтому скорее всего нас ждут волны и вполне могут быть ветра силой до 100 км/ч. Поэтому абсолютно точно придется не только померзнуть, но и помокнуть, плюс наконец я проверю себя на морскую болезнь. Как говорят, хуже этого района может быть только этот район зимой — не зря существует «клуб кейпхорнеров» — людей, прошедших мыс Горн с востока на запад, то есть против ветра, под парусом. Нам это, конечно, не грозит, но вкусить вершину сложного яхтинга — основная цель моего путешествия.

Вполне может быть, что мы увидим по пути какие-то айсберги. К счастью, в это время будут белые ночи, поэтому риск наткнуться на них ниже. Но, конечно, вопросы безопасности будут требовать значительного внимания.

Снаряжение

Разумеется, учитывая сложности погодных условий, основное внимание было уделено покупке необходимой одежды — непромоканцев, термобелья, яхтенных сапог, шапок, балаклав с очками и так далее. Правда на супердорогую зимнюю снарягу у меня не хватило денег, но, как сказали капитан и многие другие яхтсмены, это и не нужно — в ней легко помирать от духоты. Поэтому взяв всего с запасом, в худшем случае я оденусь в пять слоёв. И об опыте — что было лишним, а что нет — отпишусь уже после путешествия.

Разумеется, никакой сотовой связи там не будет. На лодке есть трекер Иридиум, но вряд ли стоит рассчитывать на доступ к нему. Поэтому я заказал спутниковый коммуникатор, позволяющий отправлять текстовые сообщения. Но так как он всё еще ползёт в Россию, есть вероятность, что уеду я без него и услышите о моём переходе только когда вернусь обратно. Если же успею получить его, буду эпизодически отписывать в нём о своих впечатлениях. Увы, без фоток.

Также я купил мини-солнечную панель для подзарядки. В условиях зимнего солнцестояния я лишь смог убедиться, что она работает, но, надеюсь, не подведёт.

Разумеется, стандартный набор из фотоаппарата, экшн-камеры и ноутбука будет у меня с собой, но всё это может выйти из строя от солёной воды, поэтому буду использовать по обстоятельствам. Скорее всего, отчёт с фотографиями и видео я буду делать после поездки.

Также возьму некоторый навигационный софт с работы. Будет возможность оценить его, как говорится, на собственной шкуре, а заодно и подумать над его улучшениями.

* * *

В общем-то всё о планах. Ближайшую неделю я планирую провести на своей яхте, занимаясь её обслуживанием, а потом уже останется насыщенная рабочая неделя — и долгожданный полёт. До связи!