Швартовка в одиночку или римляне и авианосцы

Одна из стандартных проблем яхтовладельца — отсутствие экипажа. Иногда не с кем ехать, а иногда никого не хочешь видеть. И вот сегодня я с грустью размышлял, что сезон уж близится к концу, а я то выходил всего несколько раз. Причём, в основном, именно из-за ограниченных рук – того, что англичане называют single-handed. Хотя однорукие яхтсмены тоже имеются.

В моей круизной яхте, по сути, все стандартные операции можно делать одному, за исключением швартовки — яхта в марине, как я говорил ранее, стоит носом к причалу, а корма привязана на длинном швартовном конце к бую мертвого якоря, стоящему где-то в 20-30 метрах от лодки. Поэтому, когда подходишь к берегу, нужен кто-то, кто сможет привязаться к причалу, пока я вожусь с управлением рулем и двигателем, а также регулирую натяг конца от кормы до буя.

Причём именно критичен момент привязывания лодки к двум каким-либо разнесенным в пространстве точкам — медленно не сделать, ибо лодку может ударить о причал, или навалить на соседние суда из-за ветра или плохого контроля за скоростью. А вот после фиксации двух точек установка и регулировка длины/натяжения концов — вопрос технический и неспешный, это можно делать одному — даже, например, если есть помощник, у которого недостаточно квалификации.

Поэтому возникает вопрос им. Николая Гавриловича Чернышевского — «Что делать?» Переводя на конкретную задачу — «Каким образом и с помощью чего обеспечить надежную и безопасную фиксацию яхты с носа и с кормы, не теряя возможности управлять ей в одиночку?»

Разумеется, мысленно я перебирал несколько вариантов — пробовать делать всё одному (нет, не буду, я слишком зелен), сделать муринг от буя до причала (рабочий вариант, но многовато мелких недостатков), придумать демпфер в который утыкаться носом (не подходит причал, расположенный выше палубы) и т.п.

В итоге, сегодня я придумал приспособление с себестоимостью менее 50 евро, которое, вероятно, поможет мне достичь поставленной цели — проверю прототип уже в ближайшую пятницу, всё что надо я закупил.

Описание

В целом устройство вдохновлено тормозными гаками палубных самолётов, с помощью которых они цепляются к аэрофинишёрам авианосцев при посадке, и тем самым тормозятся. Также, как мне сказал коллега-яхтовладелец Ваня, проблема моя беспокоила еще древних римлян — они использовали так называемого абордажного ворона для того, чтобы закрепиться к вражескому кораблю.

Выглядеть это должно примерно таким образом:

По сути, это штанга, установленная на носу (некий аналог бушприта), которая удерживает на штифте легкую кошку для траления, привязанную временным швартовным к носовой утке.

На берегу под мостками причала организуется довольно свободная петля, шириной примерно два метра, что позволяет нивелировать ошибки «прицеливания», особенно при боковом ветре.

Установив устройство на носу при возвращении к месту стоянки, я начинаю медленно подходить к причалу — я должен попасть штангой внутрь петли.

Когда флажок, установленный на конце петли, упадёт от удара о причальный брус, это будет служить сигналом «пора!». Соответственно, я, стоя, как обычно, за румпелем, дергаю трос, который выдергивает штифт. Кошка падает внутрь петли под собственным весом.

Теперь я должен дать задний ход, а лучше начинать интенсивно выбирать кормовой трос – кошка, цепляясь за петлю, обеспечивает натяжение временного швартовного конца. Таким образом, я получаю столь необходимые мне две точки фиксации, между которыми располагается яхта.

Далее остается выключить мотор, спокойно перейти на нос, подтянуть лодку к причалу и установить постоянные швартовные. Всё.

Особенности

Работа устройства, конечно, заточена строго под мои условия стоянки, но, быть может, при определенной модификации петли, вынесенной вперед в воду на небольших подвижных рейках, сможет использоваться и для швартовки к низко расположенным причалам.

Важной фишкой является то, что штанга не несет никакой силовой нагрузки – её роль сводится только к удержанию и сбросу килограммовой кошки.

Более того, штанга должна быть гнущейся — например, на туго затянутых болтах, чтобы в случае чего, она сложилась при соприкосновении со скалой за причалом, а не создавала нагрузку на релинг или не ломалась.

Учитывая разный уровень воды, нужно предусмотреть разное положение штанги относительно воды

Также обязательным требованием является легкость монтажа – например, учитывая малый вес, может хватить крепления на пластиковых клипсах. Ну и сама конструкция должна быть сборно-разборной, чтобы не занимать места и лишний раз не смешить публику.

Подготовка к прототипированию

Подумав (или внушив себе), что всё это выглядит относительно адекватным, я поехал в ближайший строительный супермаркет за метриалами. Думал вообще сделать прототип из швабр, но отказался, ибо на качке может быть избыточное раскачивание конца штанги с кошкой. Поэтому остановился на алюминиевых трубках, листе алюминия для вырезания необходимых уголков и обычном крепеже.

В ближайшие дни соберу что смогу – например, устройство сброса кошки. Остальное, что требует подгонки, сделаю в пятницу на яхте.

Самое сложное тут, пожалуй, будет просверлить отверстия в трубах на месте, но из деревяшек сделаю себе шаблон.

Именование приспособления

Ну и, напоследок, отмечу, что какое устройство можно начинать делать без дачи ему названия? Думал я, разумеется, недолго — оно будет называться «Швартовная система Мизантроп».

О результатах отпишусь на следующих выходных. Надеюсь, получится, да и есть еще идеи, если не выйдет с этим.