Пути к яхтингу

Сразу отмечу, что мой путь – не совсем типичный для нормальных яхтсменов, редко кто с таким небольшим опытом покупает пусть старую, но все же довольно большую лодку. С другой стороны, понятия нормальности и яхтинга — вещи очень разные (именно поэтому популярен термин «яхтанутые»), посему больше без оговорок.

Итак, что делать, если вы достаточно взрослый, чтобы идти в детско-юношескую яхтинговую школу, а у вас зачесалось в одном ветренном месте?

Шаг один. Взять пробу

Самое простое — попробовать найти яхты в местных краях и познакомиться с их владельцами, ибо хотя и кажется, что яхтинг это что-то далекое, дорогое и всё уже занято, но на самом деле всё иначе — многие яхты не выходят в море просто по причине недостатка рабочих рук, экипажа. У кого-то дети, у кого-то дача, у кого-то дома дела – в итоге народу по-настоящему не хватает. А учитывая, что базовые навыки, необходимые для помощи в швартовке и перекладке парусов – весьма простые и осваиваются, в условиях обычных прогулок, прямо на ходу – то порог вхождения в то, чтобы стать «подручным матросом» — весьма низок. Также можно получить множество навыков по уходу за судном и его подготовке к летнему сезону.

Я сам проходил этот этап – на моей работе есть пара капитанов яхт, которые эпизодически устраивали покатушки для сотрудников, так и шагнул (точнее, нырнул) в эту тему.

Недостатки – от вас мало что зависит и по-настоящему поуправлять судном вам не дадут. Да и учить тоже не будут.

Альтернативы этому — найти тех, кто готов за деньги устроить вечерние прогулки или походы выходного дня. Я к такому не прибегал, но видел коммерческие варианты как от частников (не очень доверяю), так и от яхтенных школ (доверяю больше).

Еще есть похожий вариант поучаствовать в коммерческих/корпоративных регатах. Но это как повезёт, сам я участвовал только раз с коллегами, довольно случайно.

Шаг 2. Походить подальше и побольше

Следующий шаг, который я успешно пропустил, хотя и немного жалею – это можно пойти в поход уже не в локальных условиях на пару дней, а присоединиться к какой-нибудь тусовке и походить неделю-другую на чартерной (арендованной) лодке где-нибудь в Средиземке, например, в Хорватии или Греции. Капитан при этом или наемный, или кто-то из тусовки.

Это достаточно другой яхтинг по сравнению с тем, что доступен в России и северных окрестностях, ближе к нему только, пожалуй, Сочи с Крымом, но инфраструктура куда более развита, на пару порядков. Лодки и глубины больше, волны выше, ветер сильнее, виды разнообразнее. Соответственно, и опыт отличающийся от походов в закрытых бассейнах.

Шаг 3. Учиться

Далее, если у вас все еще чешется, а приступы морской болезни не остановили, то можно пойти учиться яхтингу. Яхтенных школ очень много, но принципиально они делятся на два типа: школы, готовящие к получению национальных прав и школы, готовящие к получению «международных» лицензий шкипера.

«Международных» — не так просто в кавычках. Многие школы, заявляющие о международных правах, по сути выдают некие корочки, говорящие о том, что вы у них отучились, то есть никак не связанные с какими-либо государственными органами или международными конвенциями. С другой стороны, отечественные национальные права тоже довольно мутны своим регулированием или формулировкой, упираясь как в наши местные правовые особенности, так и в серые зоны.

Также эти «международные» (правильнее говорить частные) права могут быть с некоторой бюрократией обменяны на национальные свидетельства европейского образца (кажется, Ирландские), плюс многие чартерные и страховые компании в той же Средиземке принимают их, если вы решите самостоятельно арендовать яхту.

Звучит мутно? Это тема широчайшая, и в правовых аспектах яхтинга таких серых зон – как грязи на дне Балтийского моря. Увы, это остаётся или принять, или забыть о яхтинге как таковом. Вообще, отечественная яхтенная тусовка очень сильно разделена на два лагеря остроконечников и тупоконечников, которые будут говорить, что их права – самые правильные.

Лично я выбрал получение прав национального образца (два вида корочек – от ГИМС МЧС и от МинТранса), и на этом пока успокоился. Хотя чем больше прав — тем лучше.

Отдельно, кстати, необходимо озаботиться лицензией УКВ-радиооператора. Тут те же проблемы видов, но почти все проверяющие инспекторы будут принимать только корочки национальные, поэтому думать надо в первую очередь о них.

Получение яхтенных прав, разумеется, включает разнообразную практику, накатку ценза (опыта, измеряемого в морских милях), теоретические, устные и практические экзамены.

Шаг 4. Собственная лодка или регулярные чартеры

Разобравшись со всем этим и получив заветные права — у меня это заняло год — у вас будет, по сути, три варианта.

Первый, и наилучший для кошелька и крепости семьи, — положить их на полку и забыть. Но какой яхтсмен думает о таких мелочах?

Второй вариант – регулярно самостоятельно брать яхту в чартер в той же Средиземке и тратить летний отпуск на переходы. Цена может кусаться, но если брать большой компанией — почему бы и нет. Либо же искать объявления на форумах, что мол организуется чартер, ищем умных, добрых и ответственных, а в кандидатах только злые и тупые раздолбаи.

Третий вариант — наихудший, разумеется – это купить лодку самому и держать её либо у себя на ближайшей акватории, либо в Финляндии/Эстонии, либо где-нибудь в Турции или другом тёплом месте. Это может быть как 45-футовая новенькая яхта с несколькими санузлами и душевыми, так и небольшая, но быстрая старая деревянная лодка с парусом, типа Дракона.

Тут уже зависит от кошелька и свободного времени. Когда я сказал преподавателю яхтенной школы, что собрался брать лодку – его эмоциональная реакция была примерно такой (я не утрирую, скорее сжал нецензурную часть): «Ты совсем е..нулся? Как ты меня слушал на лекциях? Я же учил вас наслаждаться яхтингом, а не страдать!» Конечно, думаю на другой стороне провода всё же была какая-никакая улыбка, но в целом он прав – с момента покупки не было вечера, чтобы я не думал о надежности кингстонов, прочности швартовных, вопросах выбора эпоксидки, где купить шунт для амперметра и проч., проч., проч. И ведь даже после подъема лодки осенью на берег ничего не изменится — куча дел впереди!

Но этот путь, на мой взгляд, самый кайфовый и интересный.