Логбук #2. Электросортирные выходные

Во-первых, убедившись что в будни вполне заряжаются аккумуляторы от солнечной панели (СП), я наконец решил стационарно установить контроллер заряда СП – до этого он валялся на ящике с инструментами и провода торчали из раскуроченного «щитка».

Во-вторых, то же самое хотелось сделать с инвертором — установить его, а еще обеспечить удобные розетки для работы за ноутбуком.

В-третьих, купил электропомпу и шланг, думал поставить и её, хотя сомневался.

Все эти три задачи объединяло одно — необходимость делать дырки в переборках лодки. А это не дизайны рисовать — один раз ошибившись с местом, дырки останутся и будут как раздражать эстетически, так и приносить в будущем хлопоты.

Плюс положение нужно было еще найти — я изломал себе голову, ведь электротехника требует вентиляции и влагозащиты (даже погружная помпа), плюс проводка должна проходить в более-менее пожарозащищеннных местах (я уж не говорю о повышенных сечениях проводов). Я даже написал вопрос на фейсбучном форуме, но ответы мне не понравились.

В итоге электропомпу я так и не установил (не уверен в выбранном крепеже), а контроллер СП и инвертор с розеткой сделал, и даже доволен собой — контроллер прекрасно уместился рядом с амперметром, а инвертор расположил в настолько хорошем месте, что хотя он и под рукой, но никто не догадается о его существовании, плюс все провода от него проходят скрыто и не мешают.

Положение контроллера, сразу рядом с лестницей (провода справа пока не спрятаны)

Одна досада – я не смог пока найти нормальных яхтенных розеток (да и вряд ли бы смог поставить их сейчас, без нужных инструментов). Поэтому пока ограничился уродливой, но удачной влагозащищенной розеткой. Была бы она хотя бы темного цвета… Но очень удобно, что уж сказать.

Прямо над столом. Потом на этом же месте будет менее колхозный вариант.

В процессе работ произошла пикантная (для людей неяхтенных), но ожидаемая проблема. После очередного визита в гальюн, по сложности прокачки и характерным звукам в откачной трубе, идущей к палубе, я понял, что случилось страшное — заполнился септик-танк. Поскольку в моей марине нет услуги откачки танка, я поехал в ближайший гипермаркет за пластиковой канистрой. Шланг, который я купил для электропомпы (хорошо что не поставил её), пришлось использовать в связке с ручной помпой для совсем других дел, но в данный момент куда более значимых и даже опасных. Еще бы он не был прозрачным…

Но проблему решил, частично перелив содержимое в канистру, а в ближайшие дни узнаю, где можно будет утилизировать отходы (Конвенция MARPOL и законы Финляндии справедливо запрещают сброс вод в море) и проблема исчезнет как таковая. Ну и добавилась в список желаний фекальная электропомпа с мацератором (измельчителем).

* * *

Также выяснил причины, почему барахлил основной светильник над столом – там за годы износился выключатель. Починить его или заменить на новый не выглядит простым делом (учитывая его возраст), поэтому просто поменял пока местами с неиспользуемым (в носовой каюте сейчас вообще нет освещения, с этим разбираться предстоит зимой). Пока я его использую эпизодически, отдавая предпочтение керосиновой лампе, но как только придут заказанные на Алиэкспрессе светодиодные лампочки, он станет основным освещением в вечернее время. Впрочем, мягкий свет керосинки всё равно ничто не заменит.

В один из прошлых раз я пробовал обратно приклеить отвалившиеся карнизы занавесок, но неправильно смешал эпоксидку (добавил мало затвердителя), и пробный участок отвалился. В этот раз я соблюл процесс точнее, что уже заметно, но результат будет понятен через неделю.

Ну и также затарился большим количеством инструментов для всего этого, включая аккумуляторную дрель-шуруповерт, набор отверток и всякую мелочевку. Напоследок попытался раскидать растущее и множащееся обилие винтов, хомутов, проводков и обжимок по ящикам-органайзерам. Теперь срача стало намного меньше, хотя тема организации ограниченного пространства так, чтобы не оказаться заваленным барахлом и при этом всё было под рукой – стоит отдельных размышлений и постов.

Теперь можно заканчивать со стояночными делами (они уже надоели, конечно, хотя я и не спешу) и готовиться к 40-мильному переходу до Ханко (мы его знаем по устаревшему названию Гангут и, соответственно, Гангутскому сражению, плюс там пару лет была советская база после Зимней войны).

* * *

Вообще, забавно получать весь этот опыт, хотя без ошибок не удается обойтись и всё достаточно колхозно, но критичных косяков я пока (тьфу-тьфу-тьфу) не сделал, даже с гальюном удалось избежать известной проблемы, когда кое-что начинает вытекать на палубу. Есть известная тенденция «уйти из ай-ти», когда достаёт сидеть сутками в экране. И хотя одно из первых дел, что я сделал — обеспечил себя энергией и розеткой для ноутбука, все же такие переключения на выходных здорово повышают тонус и расшевеливают замершие нейроны реального мира.